![]() | ![]() | ||||||||||||
Буду рад работать для Вас! Звоните:073 159-98-99. Пишите в Viber, в Telegram или в WhatsApp | |||||||||||||
|
История печати: от древнего Китая до нынешних дней
26.12.2012
Новости по теме:
История печати – от древнего Китая до нынешних дней
Давно минувших дней дела Изобретателем печати был Китай. Конечно, обусловлено это было тем, что именно в Китае была изобретена первая бумага, именно там были созданы тушь и гуашь… Китайцы дали миру до Великой технической революции больше изобретений, чем все остальные страны взятые вместе. В стране с высокой грамотностью уже в древние века, естественно, изобретение печати было вполне логическим этапом. К тому же у китайцев на момент изобретения печати было отлично развито искусство гравировки. Еще до IV века появились печати с цитатами из буддистских текстов и священными изображениями. К V веку, наконец, появилась краска пригодная для печати. После этого, к VI веку изобрели способ печати деревянными брусками. Намазанные специальной рисовой пастой, они прижималась к свеженаписанному тексту. Потом зеркальное отражение текста обрабатывалось гравером, и рельефными формами смазанными краской переносилось на бумагу. Способ был очень несовершенен, но ведь, и ребенок, делая первые шаги, покачивается на неокрепших ножках, падает и спотыкается. Самые первые тексты, напечатанные брусковым способом, датируются VIII-м веком. В 1041–1048 гг. Пи-Шен впервые сделал сменный шрифт, он же стал набирать его в тексты на пластинах из металла. Так что исключительно Китаю принадлежит право первенства в изобретении и создании наборной печати. Окно в Европу Европа смогла раскрыть секрет изготовления бумаги только к 12-му веку. Возможно, его завезли вернувшиеся домой крестоносцы, получившие знания от арабских пленников. Европейская печать началась с ксилографии в XIV веке в периоде второй половины столетия. В начале XV века были напечатаны небольшие книжечки из нескольких страниц. Эти предки современных томов именовались «донатами», от имени Элиуса Донатуса, издавшего латинскую грамматику печатались почти «по-китайски». Но хрупкие и недолговечные деревянные буквы делали печать слишком дорогостоящей. До массового тиражирования книг и печати ежедневных предстояла еще долгая дорога. Когда Церковь Средневековья обвиняют в мракобесии, часто забывают, что именно церковь выступала в те же времена и центром развития науки и культуры. Имея огромные богатства, неограниченную рабочую силу, Церковь первая занялась книгопечатанием. Причиной такого интереса к печати у Церкви было то, что переписывание книг многократно, многочисленными переписчиками-монахами, которые имели различный почерк, вносило в канонические тексты за века массу ошибок. Можно вспомнить старый анекдот, про Папу, попавшего в рай и получившего доступ к первоисточнику Библии. Как он горько приговаривал: «И ведь ни слова про целибат!» Кто изобрел металлографическую печать, покрыто мраком тайны. Но именно ею пользовался И. Гуттенберг. Ясно только, что произошло это в промежутке между 1434 г. и 1439 г. Свинцовый шрифт, отлитый в глиняных формах, был относительно недорог и долговечен. А вот идея печатного пресса принадлежит только Европе. На Востоке она никогда не возникала. Гуттенбергу принадлежат сразу два изобретения – матричное изготовление шрифта и печатный пресс. Самое удивительное, что спектральный анализ средневекового шрифта показал, состав его до сегодняшнего дня почти не изменился: свинец, олово и сурьма. Примерно в 1475 году Петер Шаффер предложил делать пресс-формы стальными, а матрицы медными. В таком виде процесс печати просуществовал практически неизменным до середины XIX века, хотя конструкция печатного пресса была существенно модернизирована. И понеслось… В конце XVIII века появляется стереотипия. Но настоящую революцию в печати произвели паровые машины. Механические печатные станки, которые приводились в действие силой пара, существенно удешевили печать, сделав её по-настоящему массовой. Первые попытки механизировать набор были сделаны в середине XIX века. Технологии этого времени предоставляли небольшой простор для изобретателей в данной отрасли. Однако в 1822 г. Уильям Чёрч запатентовал наборную машину, в которой литеры ставились в набор с помощью клавиатуры. Однако выравнивать шрифт в наборе все ещё приходилось вручную. Лишь в конце XIX в. в 1880-1890гг. был изобретен линотип – способ строкоотливного набора. Скорость набора росла невиданными темпами. • Ручной набор – максимально 1500 символов в час. • Машина Чёрча – 5-12 тыс. литер в час. • Линотип – 7 тыс. символов в час. • Монотип (выравнивал строки добавлением пробелов) – 12 тыс. символов в час. Красота – великая сила! Первые иллюстрации к книгам делались методом ксилографии. Его заменил в XV веке метод глубокой печати: «интаглио» но так как техника печати текста и техника иллюстрирования сильно отличались друг от друга, то печатать оформление приходилось на отдельных листах. В конце XVIII пражским картографом Зенефельдером была изобретена литография. После замены известняка изогнутой цинковой пластиной, в 1868г. была создана первая ротационная литографская машина. Открытие Д. Ньепсом светочувствительных элементов привело к созданию фотопечати в 1928-1938гг. Теперь рельеф на литографский камень наносился фотохимическим способом. А за полвека до этого, изобрели полиграфический растр, чем Уильям Телбот открыл дорогу фотогравюре. Растр высокой печатью и литографией дал возможность воспроизводить весь диапазон тонов фотоизображения. Век XX на дворе… Самым главным открытием XX века можно считать оформленный тремя патентами 1903-1904гг. способ офсетной печати. Он действительно перевернул печатный мир. Как нередко бывает, изобретение офсета было абсолютно случайным. У печатника Айры Рюбеля замялась бумага в печатном прессе, при осмотре пресса он обнаружил, что отпечаток краски на резиновой поверхности цилиндра можно использовать для самостоятельной печати. И качество его еще лучше, чем при обычном способе печати. В 1904 г. он с двумя помощниками сконструировал трехцилиндровую машину – первый офсетный печатный станок. В 1920 году появился «сухой офсет», применяющийся до сих пор для печати, требующей нанесения водяных знаков. В ХХ веке появилось множество новшеств. Это и программируемый набор, фотонаборные автоматы, электронный фотонабор, трафаретная печать (шелкография), коллотипия, флексография и голографическая печать. Учитывая все большие объемы разнообразной печатной продукции и растущего на неё спроса, можно быть уверенными, что печатное дело будет развиваться и дальше.
|
|
|||||||||||
| |||||||||||||
|